МосГорФото — Профессиональный центр фотографии
Школьный двор Школы России

Статьи

Home News

Театральный спектакль «Варшавская мелодия»: как создавался, с чего начинался

29.08.2018

Меня часто спрашивают, как создавался наш театральный спектакль «Варшавская мелодия»? Расскажу то, что помню. Что не запомнил – не обессудьте.

Прошлым летом (2015 года) я раздумывал, что именно поставить. Несмотря на то, что у меня на слуху было много разных классических и современных пьес и произведений (они есть и сейчас, просто – на тот момент) – ничто из них не бередило мое воображение. Точнее, не «цепляло». Обычно к ак бывает – прочел пьесу или иной какой-то материал – и «зацепило». Ты еще даже не понял, что именно зацепило. Но уже зацепило. И это основной критерий того, что – нужно ставить .

Я поясню. Обычно считается, что перед тем, как что-то поставить – режиссер сидит этаким Станиславским – весь глыбоватый, проницательный и в очечках. Сидит, этакий, и прикидывает – ставить или нет.  А все совершенно по-другому случается. Ты нападаешь на материал – и он тебе просто нравится. Ты еще совсем не задумываешься, о чем может быть театральный спектакль, какие выразительные средства в нем использовать. Просто так – раз! – и понравился. И ты уже его хочешь.

Это только потом ты сидишь такой умный, с карандашиком, и делаешь разбор. А сначала – все совсем не так происходит. Материал для постановки – он ведь как первая любовь. Вы же не задумываетесь, почему Вам нравится тот или иной человек. Вы воспринимаете его ПОЛНОСТЬЮ, тотально. Любовь – она же не нуждается в аргументе. Она управляется чувствами. А потом ты включаешь голову и думаешь: «Вот, как интересно».

Но прошлым летом все даже не так было.

А было так. Я набрал номер телефона великолепной актрисы Анастасии Менюшиной , с которой мы еще давно сделали Театр-студию «Вертикаль», и мы с ней разговорились. Откуда-то всплыло название «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина, но не применительно к каким-то нашим планам, просто мы стали обсуждать игру Даниила Страхова в одноименном театральном спектакле Сергея Анатольевича Голомазова, в Театре на Малой Бронной. Там еще играет довольно сильная актриса Юлия Пересильд . Премьеру этого театрального спектакля Театр на Малой Бронной выпустил довольно давно, то ли два, то ли три года назад.

Этот театральный спектакль стал заметным явлением в московской театральной жизни, но мне он не понравился. Он слишком холодный. Там, по сути, нет положительных героев: он слабак, она – истеричка. История заканчивается ничем. Поговорили-поговорили, и разошлись. И в чем история? Что я хочу показать (сказать) этой историей зрителю?

А ведь это очень важно. И это зовется «идеей спектакля». Конечно же, она обращена к зрителю. Идея – это призыв . Это то, во имя чего делается любой спектакль. «Люди, делайте так-то и вы получите то-то» — вот формулировка любой идеи. Каждая идея должна быть сформулирована в конструктивном ключе. Например, «делайте так-то» (а не «НЕ делайте так-то»).

Идея – это то, что, по мнению создателей спектакля, – стОит делать зрителю, чтобы все у него было хорошо.

По сути, любому режиссеру ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно определить тему, идею и сверхзадачу своего спектакля. Эти три элемента режиссерского разбора находятся в непосредственной связи друг с другом, и являются ВАЖНЕЙШИМ объектом для творческого исследования . Я непременно буду говорить об этих трех элементах в своих последующих статьях. Но пока – речь не о них.

Так вот, в спектакле Театра на Малой Бронной я не нашел ВСЕХ этих трех элементов (я не сказал, что их нет, просто мне показалось, что они недостаточно полно раскрыты). Помимо этого, я всегда хотел показать в спектакле сильного героя, который, хоть и ошибается, но идет вперед и, вопреки всем обстоятельствам, побеждает. Сильного, умного, смелого , такого, как герой Алексея Баталова в «Москва слезам не верит».

Потом, пьеса ведь была создана в конце 60-х годов прошлого века. Время, когда только сходил на нет «патриотический ура-романтизм» псевдо-реалистических «жизненных» историй, и наступала эпоха простых и понятных человеческих образов в постановках Эльдара Рязанова , Георгия Данелии , Игоря Масленникова , Владимира Меньшова .

И мне было очень важно передать дух той Великой эпохи, прикоснуться к прекрасным произведениям кино и театра той поры. Необходимо было, чтобы зритель ощутил мелодичность литературного слога Леонида Зорина, почувствовал «домашнесть» и душевность всей истории — несмотря на трагичность некоторых сцен, ощутил всю пронзительность и теплоту отношений главных героев...

Репетировали мы, кстати, очень долго (почти шесть месяцев), потому что, несмотря на то, что на сцене всего два человека – мы никак не могли найти главного героя. Пока под эту роль почти идеально подошел прекрасный актер Виктор Кубошов , с которым Анастасия долгое время играла в различных кинопроектах.

Я бы не стал в подробностях описывать весь процесс репетиций, ведь создание любого театрального спектакля – это невидимые миру слезы. Просто посмотрите, что у нас получилось - тут .

И – если понравилось – приходите.

« Актерское мастерство: 5 распространенных мифов и заблуждений Театральная антреприза: особенности и опыт в России »

Новости

МосГорФото ». Все права защищены.
Использование материалов запрещено.
rss