МосГорФото — Профессиональный центр фотографии
Школьный двор Школы России

Статьи

Home News

Окно в мир

28.08.2018

видео Окно в мир

Окно в мир ребенка часть 3. Марина Таргакова

Окно в мир

  Музей.- 2017.- № 10.- С. 62-66.

  Альфия Шагеева, Ольга Платонова,



 Государственный Русский музей

 

  Большинство художественных музеев сегодня по-прежнему ориентированы на зрительный тип восприятия произведений изобразительного искусства. Для людей с инвалидностью по зрению, мир для которых открыт в основном через осязание, слух, обоняние, это является серьезной проблемой. Проект, который представляют сотрудники Государственного Русского музея, направлен на ее частичное решение. Его цель — пробуждение творческих сил, помощь в выражении заблокированных эмоций, изменении жизни к лучшему.


Окно в мир ребенка часть1. Марина Таргакова

 

Проект «Окно в мир», осуществленный в экспозиции Мраморного дворца ГРМ, состоял из двух частей. В ходе реализации первой части были проведены 20 студийных психологических и арт-терапевтических тренинга для молодых людей с инвалидностью по зрению, а во второй части — 3 занятия в экспозиции. Продолжительность программы составила 46 академических часов, в проекте участвовали психолог и профессиональные художники, которые вели художественный практикум и знакомили группу с художественными материалами, техниками и технологиями.

 В качестве тем для творчества были предложены те, которые стимулировали глубинные личные переживания: «Мое детство»,

«Нарисуй, покажи, сыграй историю о себе», «Как меня видят другие», «Выбор пути: действие и бездействие», «Я и окружающие меня люди». На занятиях участники группы говорили о трудностях и способах преодоления их в процессе выполнения заданий, о важности коллективной работы, делились друг с другом своими чувствами, совместно исследовали художественные материалы и техники, погружаясь в процесс творчества.

 Перед началом занятий в экспозиции Мраморного дворца авторы проекта проделали масштабную работу: составили маршруты занятий, определили труднодоступные участки экспозиции, выбрали художественные объекты для тактильного исследования, подготовили дидактический и художественный материалы для творческой работы, уточнили информацию о степени утраты зрения у членов группы и собрали информацию об их прошлом опыте посещения различных музеев, который оказался в большинстве своем негативным.

  «Я ЧУВСТВУЮ ПРОСТРАНСТВО»

 

Естественное освещение вестибюля Мраморного дворца (занятия проходили в светлое время суток) помогло участникам почувствовать объем помещения, в котором они находились. Их познакомили с историей создания дворца и предоставили возможность тактильного исследования образцов материалов, использованных при его строительстве декорировании (мрамор обработанный и необработанный, разного цвета и текстуры).

 При осмотре барельефа «Портрет архитектора А. Ринальди», выполненного скульптором Ф.И. Шубиным, для участников группы было важно услышать о выражении лица изображенного человека и о цветовом решении произведения. Они с интересом слушали рассказ ведущего о его чувствах, переживаниях и ассоциациях, связанных с изображением на барельефе.

 Перед подъемом по парадной лестнице группе было предложено исследовать подоконник и оконную нишу, затем самостоятельно или с помощью сопровождающих найти перила лестницы. Медленно поднимаясь по лестнице, группа останавливалась около каждой из мраморных статуй, установленных в нишах: «Ночь», «Полдень», «Утро», «Вечер». Ведущий подробно описывал каждое произведение. А для полноты восприятия группе было предложено выполнить упражнение «Ожившая скульптура». Сопровождающие помогли молодым людям повторить позы скульптур, а затем задрапировали участников плотными тканями, повторив расположение складок одежд статуй. Особое внимание было обращено на чувства и переживания участников, возникшими в ходе выполнения упражнения. Они отметили, что раньше им не приходилось «оживлять» скульптуры на экспозиции, изучать ее подробно, «со вниманием». Благодаря упражнению они почувствовали «причастность к прекрасным творениям искусства».

 В Мраморном зале использовались перкуссионные музыкальные инструменты (бубен, маракасы и пр.). Извлеченный ими звук отражался от стен, возвращался, разносился эхом, помогая почувствовать, воспринять объем помещения.

 В заключение члены группы делились своими чувствами и ощущениями: «как будто взлетаешь всем телом», «словно можно руками почувствовать и потрогать объем».

  «Я ВИЖУ РУКАМИ!»

 В начале встречи в Музее Людвига каждый из участников поделился своими пере­живаниями, полученными на предыдущем занятии,

и своими ожиданиями. Ведущий А.Г. Бойко представил план встречи и рассказал об истории возникновения музея в музее, о коллекционерах — владельце шоколадной фабрики Петере Людвиге и его супруге Ирене, об особенностях представленной коллекции, сделав акцент на том, что благодаря благотворительности жители России впервые получили возможность увидеть классику западного искусства XX века.

 На примере работы Энди Уорхола «Портрет Петера Людвига» участники группы по­знакомились с художественной техникой шелкографии и с особенностью художествен­ного приема, изобретенного автором портрета. Для закрепления впечатлений, получен­ных через слуховое и зрительное восприятие, участников группы угостили шоколадом, выпускаемой фабрикой Петера Людвига Lindt.

 Следующим шагом в работе на экспозиции было выполнение упражнения «Ответ художнику». Участник с тотальным отсутствием зрения выбрал работу Тома Вессельмана «Рисунок из стали с фруктами, цветами и Моникой». Ведущий направлял его руки в процессе всего исследования произведения: его ладонь лежала на руке рассматривающего объект, он называл цвета, описывал детали, сообщал о размерах произведения. Участник повторял за ним названия цветов, угадывал месторасположение предметов, составляющих натюрморт.

 Еще одним произведением была картина «Человек в пространстве у2589394», написан­ная Джонатаном Боровским. Девушка с

наличием остаточного зрения описала, что смогла увидеть на холсте, цвета и материалы. Ведущий обратил ее внимание на то, что «в образе, созданном Джонатаном Боровским, прошлое с будущим соединились встык, без переходов через современность. Только один элемент изображения — ряд цифр, указывает на присутствие настоящего времени». Участница группы увидела бесполое существо, окутанное цветными лентами или проводами, и высказала свое впечатление: «Компьютерный человек, путы компьютера, соединение времени и пространства, человек как бы парит над землей». Следующим шагом в работе с этим произведением стало его «оживление». Одному из участников группы было предложено встать в позу изображенного человека, а другие члены группы обвили его цветными лентами.

 Девушка с отсутствием зрения рассказала о чувствах, которые испытала от рассказа о работе Боровского: «Тяжело было слушать об этом произведении, думать о запутавшемся человеке. Но я точнее представила этого человека после «оживления» картины. Еще не избавилась от чувства непринятия, но стало интересно работать».

 Ведущий группы поделился своими размышлениями о восприятии людьми современного искусства и говорил о помощи в постижении, открытии его, которую могут оказать члены группы другим людям. В конце встречи участники проекта отметили, что «прошли путь от непонимания и отторжения к интересу и желанию еще приходить в музей, чтобы увидеть новые произведения, услышать о них, обсуждать увиденное, делиться впечатлениями и переживаниями».

  «МОЙ МУЗЕЙ»

 

Ведущими последней встречи на музейной экспозиции стали художники-волонтеры. Каждому участнику проекта было предложено обратиться к впечатлениям, полученным от предыдущих встреч, а затем из цветной бумаги и картона сделать коллаж, используя в работе собственную фотографию. Выполняя эту работу, участники группы говорили о том, что они чувствуют себя творцами, а полученные ранее впечатления позволяют им свободнее чувствовать себя в процессе творчества. Они говорили и о том, что музей стал им ближе и понятней: «Раньше музей был чужим, скучным, теперь музей — мой!»

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам психологических исследований, проведенных в ходе проекта, можно сделать вывод, что использование арт-терапевтических методов работы со слепыми и слабовидящими в музее способствует росту социально-психологической адаптации и интегра­ции в общество. Участники проекта стали чувствовать себя увереннее, свободнее, вырос уровень эмоционального комфорта, самопринятия и самопонимания, аутосимпатии и принятия других, значительно снизился уровень самообвинения.

 Творческий опыт, развитие новых навыков и умений расширил диапазон социального и, в отдельных случаях, профессионального

выбора участников. После участия в музейном арт-терапевтическом проекте в жизни некоторых из них произошли изменения: четверо поменяли работу на более престижную; двое создали семьи; еще двое стали более успешными в творчестве, принимают участие в художественных выставках.

 Однако необходимо отметить, что использование арт-терапевтических технологий является необходимым, но недостаточным условием успешной музейной работы с людьми с инвалидностью по зрению. Вопросы создания специальных тактильных экспозиций, разработки дидактических материалов и пособий, помогающих восприятию изо­бразительного искусства слепыми, по-прежнему остаются очень актуальным. Только со­единив эти два подхода, мы сможем утверждать, что музей распахнул свои двери для данной категории посетителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости

МосГорФото ». Все права защищены.
Использование материалов запрещено.
rss